Протоиерей Александр Задорнов

Московская Сретенская Духовная Семинария

Поместный собор или собор Поместной Церкви?

Участие мирян в управлении Церковью остается одним из наиболее актуальных вопросов в современной жизни РПЦ. Что следует понимать под «соборностью» Церкви? Насколько соответствует современная практика проведения Поместных и Архиерейских соборов каноническому наследию древней Церкви? Над этими и другими вопросами рассуждает протоиерей Александр Задорнов.

ПОИСК «РЕЛИГИОЗНОГО МИНИМУМА» В СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XIX–XX ВВ.

Современная философия религии тесно связана с иными дисциплинами философского и теологического цикла: социологией, социальной антропологией, религиоведением и т. д. Именно этот междисциплинарный аспект позволяет по-новому взглянуть на проблему определения того «минимума» проявления религиозной жизни, по которому можно судить о наличии религиозного компонента в том или ином обществе.

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. «ПРИ ВСЕХ ИСКУШЕНИЯХ НЕ ТЕРЯЙТЕ ВЕРЫ!» Беседа со священником Александром Задорновым

Нельзя терять время, поскольку вы не знаете, как сложится ваша дальнейшая жизнь. Может получиться так, что не у кого будет спросить совета. И, конечно, учащиеся должны помнить о цели своего поступления в духовную школу. Богословие – это знание, которое человек получает всю свою жизнь. И всю жизнь сдает непростой экзамен.

Философская школа МДА

Фраза Аристотеля: «То, что издревле, и ныне, и всегда составляло предмет исканий и всегда рождало затруднения, – вопрос о том, что такое сущее», – задает ритм и контекст вопросу о смысле занятий философией в духовных школах. Затруднение, невозможность двигаться дальше («амехания» греческой трагедии) – та ситуация, в которой и рождаются подлинно философские вопросы. Умение их задавать, возможность их правильной постановки – суть акта философского мышления.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕПАРХИИ И ЭТНИЧЕСКИЕ ЕПИСКОПИИ В СТРУКТУРЕ ЦЕРКОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВОГО БОЛГАРСКОГО ЦАРСТВА (КАНОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

При исследовании перехода от автономного к автокефальному устройству церковной организации Первого Болгарского царства следует учитывать известный в истории Церкви параллелизм этнического и территориального прин ципов церковной юрисдикции, каждый из которых является канониче ски легитимным. Изучение устройства церковных структур на террито риях, населенных славянами, свидетельствует о сосуществовании этнического и тер риториального принципов, в том числе в Первом Болгарском царстве в конце IX – первой половине X в. При отсутствии прямых исторических свидетельств в пользу такой структуры церковной организации на территории Первого Болгарского царства в указанный период особое значение приобретает применение теории канонического права.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ С. В. ТРОИЦКОГО «МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ И ПРИМИРЕНИЕ РУССКОЙ ДИАСПОРЫ»

История русской политической и церковной эмиграции на Балканах, особенно в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Королевство Югославия), сегодня не может считаться исчерпывающе исследованной, тем более что общность персоналий и позиций в двух этих сферах эмиграции порождает новые вопросы и попытки их разрешения. Интриги и отчаяние расстроили военную организацию эмигрантов, однако и духовный их центр также не избежал соблазна расколов и политических дрязг.