Сретенская духовная семинария

Московская Сретенская Духовная Семинария

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». (Мф. 28:19-20)

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 16

Страсть гнева и борьба с ней. Православные просветительские курсы Протоиерей Андрей Овчинников В Сретенской семинарии продолжаются просветительские курсы для мирян. 21 октября прошла очередная лекция из цикла «Страсти и борьба с ними» на тему страсти гнева. Ее провел протоиерей Андрей Овчинников.
Церковнославянский язык: инфографика Предлагаем с помощью инфографики, подготовленной студентами Сретенской семинарии, разобраться в истории церковнославянского языка, посмотреть его отличия от современного русского, проследить употребление церковнославянского в искусстве и культуре.
Опыт духовной жизни схиархимандрита Авеля (Македонова) Епископ Воскресенский Дионисий (Порубай) 27 мая 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии наместник Новоспасского монастыря, епископ Воскресенский Дионисий (Порубай) провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни схиархимандрита Авеля (Македонова)».
Косово и Метохия в отношениях Русской и Сербской Православных Церквей в последние годы жизни Патриарха Сербского Павла (1999–2009) Книга посвящена основным вехам отношений между Русской и Сербской Православными Церквами в 1999–2009 гг. — на эти годы пришлась кульминация жизненного подвига Патриарха Сербского Павла, который с 1957 г. в качестве епископа в Косове и Метохии, а с 1990 г. — Патриарха Сербского нёс на своих плечах тяжкий груз косовской трагедии.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 16

Страницы: 1 ... 3 4 5 6 7 ... 19

Акафист «Слава Богу за всё»: история создания и художественные особенности. Часть 2. Материалы к переводу акафиста «Слава Богу за всё» на церковнославянский язык. Феодосий Кудряшов Говоря об акафисте «Слава Богу за всё», нельзя, конечно, пройти мимо установления имени автора этого труда. Ибо поэтичность и оригинальность текста заслуживают исключительного внимания и высокой оценки. Кроме того, факт написания богослужебного текста не на церковнославянском языке интересен сам по себе.
Материалы к переводу акафиста «Слава Богу за всё» на церковнославянский язык. Часть 1. Место акафиста «Слава Богу за всё» в русской богослужебной традиции Феодосий Кудряшов Каким должен быть язык богослужения — вопрос, возникший уже много веков назад. Особый интерес он вызывает и в том ключе, что сегодня мы имеем параллельно с церковнославянским (языком Церкви) весьма отличающийся от него русский литературный язык, на котором, однако, написаны некоторые молитвы и, в частности, акафист «Слава Богу за все», которому посвящена настоящая статья. Разговор о нем следует начать с рассказа об акафисте как таковом
«Гордость надо иметь!..»: понимание слова «гордость» в русской книжной традиции и культуре Иеродиакон Кирилл (Попов) Порой случается так, что слово в языке с течением времени меняет свое значение либо приобретает новые смысловые оттенки. Поэтому бывает весьма занимательно наблюдать за жизнью слов. Предлагаем нашим читателям вместе с нами рассмотреть историю гордости и гордыни в русском языке, о значении которых в текстах Священного Писания говорилось в двух предыдущих статьях.
Гордость и гордыня: значение слов и особенности перевода Иеродиакон Кирилл (Попов) Для наиболее полного понимания, что такое гордость и каковы ее свойства, необходимо установить и прояснить смысл этого понятия, а для этого выявить его функционирование в греческом языке: именно на него был переведен текст Септуагинты и на нем написан Новый Завет. А затем следует уточнить значение этого термина в славянском и русском языках, на которых читаем Священное Писание мы с вами.
«БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ»: О ГОРДОСТИ ПО ТЕКСТАМ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ Иеродиакон Кирилл (Попов) Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию. Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми.
Студенческая конференция посвященная новомученикам Сретенская семинария Шестого июня на первом курсе Сретенской духовной семинарии состоялась студенческая конференция, посвященная 100-летию Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов и восстановлению Патриаршества в России. На конференции выступило восемь докладчиков.
РЕДКИЕ ФОРМЫ ЗАИМСТВОВАНИЙ ИЗ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА (ПРОДОЛЖЕНИЕ): ФИЛОСОФУМЕНА/ ФИЛОСОФУМЕНЫ, ТЕОЛОГУМЕН/ ТЕОЛОГУМЕНЫ, ТРАГОДУМЕНЫ/ ТРАГЕДУМЕНЫ, МИФОЛОГУМЕНА, ОККАЗИОНАЛИЗМЫ ФИЛОЛОГУМЕН, ПСИХОЛОГУМЕН Надежда Малинаускене Данная статья является продолжением предыдущей публикации из Сретенского сборника №4, в которой рассматривалась группа заимствований из греческого языка (игумен/игуменья, ойкумена (экумена, икумени), феномен, ноумен, пролегомены (пролегомена), паралипоменон), объединенная в языке-источнике общим грамматическим признаком: принадлежностью к причастиям настоящего времени медио-пассивного залога. Слова этой группы характеризуются с точки зрения пути их проникновения в русский язык, графики, этимологии, фонетической и морфологической адаптации, семантического развития, а также употребления в истории русского языка. Подобного комплексного исследования в отношении этих терминов в лингвистике не проводилось.
«Ищите Царствия Божия»: состоялся 14-й выпуск Сретенской духовной семинарии Сретенская семинария 3 июня 2017 года состоялся очередной выпуск Сретенской духовной семинарии. В этом году духовную школу окончили 51 выпускник. По традиции в этот день ее ректор епископ Тихон (Шевкунов) и преподаватели говорят студентам слова напутствия, а сами выпускники благодарят своих наставников за годы учебы и поздравляют однокурсников с ее окончанием.
ХРОНИКА ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ. ЗАЩИТА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ. ГОД 2017. 31 МАЯ Сретенская семинария В последний день мая в Сретенской духовной семинарии состоялись последние защиты выпускных квалификационных работ. Результаты своих двухлетних трудов представили магистранты, обучавшиеся на программе «Христианское учение о государстве и обществе». Сферой научных интересов выпускников магистратуры стали древние (Римская и Александрийская) традиции христианской пасхалии IV-VI  вв., а также опыт православных миссионеров, рассмотренный в широкой исторической перспективе – с IV по XX вв
ХРОНИКА ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ. ЗАЩИТА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ. ГОД 2017. 29 МАЯ Сретенская семинария 29 мая в Сретенской духовной семинарии Экзаменационной комиссии были представлены работы, подготовленные магистрантами, обучавшимися на программе «Пастырское богословие». Их магистерские сочинения были направлены на изучение пастырского опыта святых отцов и подвижников благочестия и возможности его применения в ежедневном служении современными священниками, также они обратились к рассмотрению тех вопросов и трудностей, с которыми часто приходят люди за советом к пастырю.

Страницы: 1 ... 3 4 5 6 7 ... 19

Страницы: 1 ... 3 4 5 6 7 ... 20

Взгляд святителя Игнатия на состояние современного ему церковного общества Священник Павел Миронов : Из трудов святителя Игнатия (Брянчанинова) можно узнать о трудностях, связанными с поисками духовного наставника, и о том, к чему могут привести неразумные действия пастыря.
Что Христос сказал про ИНН? Иоанн Ткаченко На римской монете была та же «печать антихриста», надпись, говорящая о том, что Сын Божий не Христос, а какой-то там Тиберий и, вероятно, у благочестивых иудеев могли возникнуть мысли о том, что они признают Богом римского императора и тем самым отрекаются от Истинного Бога. Но что ответил им Христос?
Становление святителя Игнатия как духовного руководителя Священник Павел Миронов Каковыми были духовные поиски святителя Игнатия и что помогло стать ему духовным руководителем для своих чад?О неудачном опыте в выборе духовника и последующих исканиях святителя за пределами инженерного училища.
Мученический подвиг апостола Андрея Первозванного Петр Савельев Любая из страстей может привести к тому, что человек оставляет Бога. И только через скорбь человек вспоминает о Боге, начинает молиться Ему. Скорбь и испытание является как бы призывом Господа. Получается, что без терпения нет спасения.  
Мученик Парамон как пример исповедания веры Иоанн Правдолюбов В наше время в нашей стране нет гонений на христиан. Человек может свободно выбирать себе религию и проповедовать о ней. И бывают такие случаи, когда православным христианам не хватает смелости защищать свою веру и свидетельствовать о Боге. Православный христианин в обществе людей осуждающих, клевещущих  Церковь, к сожалению, может промолчать.
Жизнь и служение пророка Наума Петр Смолин Для нас, верующих христиан, большое значение имеет книга пророка, в которой мы видим, как Бог проявляет к роду человеческому великую милость. Бог долготерпелив к нам, но велик гнев Божий к тем, кто непрестанно противится Его воли и нарушает Его заповеди.
«Бабушкино» богословие: подборка околоцерковных суеверий Не секрет, что среди верующих бытует множество околоцерковных преданий и явлений религиозной безграмотности, разобраться в которых человеку, недавно пришедшему в храм, бывает нелегко. Что же именно является суеверием?
О необходимости постоянного памятования о Боге Всеволод Перепелкин Сегодня — отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Каждого из нас в свое время Господь ввел в храм. Для всего же рода человеческого наиважнейшее значение имело введение во храм именно чистой Девы Марии в младенческом возрасте.
Пост как путь встречи с Богом Каждый из них ожидал земного царя, который победит Римскую империю. Где тот Иерусалим? Погиб под ударами Рима. Где Римская империя? Погибла под натиском варваров. А что Христос? Где Он? Остался ли Он в памяти людей? Принес ли благо вселенной? Каждый из здесь стоящих знает ответы на эти вопросы.
Православное почитание святых и вызовы современности в жизни христианина Павел Патокин В последнем столетии появились мнения о неисторичности жития святой, а самые радикальные исследователи высказывались о несуществовании святой Екатерины. Эта либеральная тенденция распространилась и на некоторых других святых. Как же правильно определить истину, ответив на вызов духа времени?

Страницы: 1 ... 3 4 5 6 7 ... 20

Страницы: 1 ... 4 5 6 7 8 ... 14

Архиепископ Амвросий Верейский совершил Божественную литургию в Сретенском монастыре В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. В день рождения святого с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.
Резолюция Святейшего Патриарха Кирилла на рапорте по итогам работы комиссии по оптимизации учебного процесса По благословению и.о. ректора Сретенской семинарии публикуется резолюция Святейшего Патриарха Кирилла на рапорте по итогам работы комиссии по оптимизации учебного процесса в Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.
В день памяти прп. Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре и возглавил хиротонию архимандрита Силуана (Никитина) во епископа Петергофского 8 июля 2019 года, в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Страницы: 1 ... 4 5 6 7 8 ... 14

Страницы: 1 ... 62 63 64 65 66 ... 72

СЛОВО РЕКТОРА СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ НОВОГО (2009/2010) УЧЕБНОГО ГОДА Митрополит Тихон (Шевкунов) В деле предстоящего вам служения Церкви Божией все зависит только от каждого из вас. Сможете ли вы понять, что такое полное доверие Промыслу Божию? Сможете ли вы понять, что такое послушание, понять всю высоту его, понять, что такое самоотречение, что такое смирение? Если вы сможете стяжать это понимание, то охотник за человеческими душами – диавол никогда не сумеет так коснуться нашего сердца, чтобы завладеть им.
НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА (2009/2010) В СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Новый учебный год начался в Сретенской духовной семинарии с совершения Божественной литургии. Затем последовали напутствие отца ректора, молебен и торжественный акт, во время которого первокурсникам были вручены Библии и студенческие билеты.
ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗОЧНАЯ КАМЧАТКА! 740 километров насыпной щебенистой дороги. Первые километров 300 – горы; видны красивые сопки, много горных рек, встречаются редкие птицы и, конечно, медведи. Первая переправа через самую большую реку – Камчатка. Следующие 300 километров дорога проходит по тайге. Вдалеке вновь виднеются горы и один из самых известных вулканов мира – Ключевская сопка. Вторая переправа на пароме через ту же реку. Дальше дорога проходит опять по красивым местам: горы, реки… Ближе к моему поселку снова начинается тайга, которая резко прерывается тундрой. Вдалеке уже вижу храм, в котором теперь настоятельствую.
ИСТОРИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ В 1943–1991 ГОДЫ. ЧАСТЬ 5 Алексей Жамков Больше всего уполномоченному не понравилась «Памятка настоятелям церквей», написанная владыкой Михаилом. Эта памятка, копии его указов и циркуляров были направлены в Москву. Они не противоречили требованиям законодательства о культах, касались канонической и богослужебной деятельности. «Неправомерными», «несовместимыми со свободой совести наставлениями, которые не могут входить в обязанности служителей культа», заведующий юридическим отделом Совета по делам религий признал как раз пастырские обязанности священников.
ИСТОРИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ В 1943–1991 ГОДЫ. ЧАСТЬ 4 Алексей Жамков Уполномоченный по Вологодской области, сообщал вышестоящим органам: «Певчие хоров влияют на деятельность церквей своим участием в церковных службах. Если хор сильный, а церковь хорошо подготовлена к службе, то эмоциональное воздействие такого богослужения на верующих сильнее. К сожалению, не все работники исполкомов, наблюдающие за деятельностью церквей, это понимают и потому не используют своих возможностей для сдерживания желания церковников увеличивать свои штаты и бесконечно украшать церкви».
ИСТОРИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ В 1943–1991 ГОДЫ. ЧАСТЬ 3 Алексей Жамков В Прокопьевском храме Великого Устюга в алтаре устроили планетарий, а в средней части – музей. Запомнились экспонаты этого музея, один из которых был таким: под стекло была положена дароносица, а под ней значилось: «Мешок для сбора денег» – смотрите, дескать, граждане, попы какие жадные.
ИСТОРИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ В 1943–1991 ГОДЫ. ЧАСТЬ 2 Алексей Жамков Во всех районах области шла борьба с «так называемым хождением со славой». Председатель Устюженского райисполкома Смирнов после Пасхи 1948 года направил уполномоченному донесение, что в дни Светлой седмицы священники Казанской церкви города два дня обходили деревни Перского и Никитинского сельсоветов. Самым неприятным оказалось то, что были посещены квартиры коммунистов, которые не возражали, охотно принимали священников в свои дома и не подали ни одной жалобы на их «незаконные» действия.
ИСТОРИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ В 1943–1991 ГОДЫ. ЧАСТЬ 1 Алексей Жамков Публикацию дипломных работ выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает исследование по истории Вологодской епархии во второй половине XX века, основанное на переписке и отчетах чиновников печально известного Совета по делам Русской Православной Церкви (позднее – Совет по делам религий) при Совмине СССР. Документы наглядно показывают методы «работы» этого ведомства, позволяя острее ощутить те условия удушающей опеки, в какие была поставлена Церковь в эпоху «развитого социализма».
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 9. УСТАВЫ СОВРЕМЕННЫХ ОБИТЕЛЕЙ Иеромонах Матфей (Самохин) По уставу Свято-Троицкой Сергиевой лавры, никто не должен без благословения брать себе в келью никакой вещи. Новоначальным не следует заводить в келье предметов роскоши как способствующих рассеянию ума, помня, что лучшим украшением иноческой кельи служит Библия и иные душеполезные книги.
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 8. УСТАВЫ ПРЕПОДОБНОГО ВЕНЕДИКТА, ВИЗАНТИЙСКИХ МОНАСТЫРЕЙ Иеромонах Матфей (Самохин) На все должно быть испрашиваемо благословение, тем паче на духовные подвиги. «Ибо что бывает без благословения отца духовного, то оскверняется самомнением или тщеславием и награду не заслуживает, а осуждение», – поучал преподобный Венедикт.
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 7. УСТАВЫ ЕГИПЕТСКИХ ОТЦОВ И ИОАННА КАССИАНА Иеромонах Матфей (Самохин) По уставу преподобного Иоанна Кассиана, старец нарочно заставляет новоначального делать то, что противно душе его, «ибо монахи, особенно новоначальные, не могут обуздывать своих похотей, если прежде не научатся умерщвлять свои хотения послушанием».
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 6. УСТАВ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО Иеромонах Матфей (Самохин) «Уединенное безмолвие служит началом очищения: когда язык не произносит ничего человеческого, ни глаза не заняты рассмотрением, ни слух не расслаблен песнями, разговорами, шутками, тогда ум, не рассеиваясь по внешним, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге», – поучал иноков святитель Василий Великий.
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 5. УСТАВ ПРЕПОДОБНОГО ПАХОМИЯ Иеромонах Матфей (Самохин) Приведем основные монастырские уставы, рассмотренные нами, в виде систематизированных таблиц. Такая форма подачи материала позволяет наиболее наглядно продемонстрировать особенности правил разных авторов и их сходство в главных темах. Пользующийся таблицами уставов имеет возможность сравнить их по интересующим его темам и таким образом выбрать наиболее подходящий для себя вариант решения вопроса.
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 4 Иеромонах Матфей (Самохин) Для многих современных обителей насущным становится вопрос о богослужебной жизни: при стремлении следовать Типикону назначается неопустительное исполнение всех его указаний, а продолжительность служб компенсируется необязательностью присутствия на них всем насельникам. Но более полезен пример других монастырей, где выделены определенные службы для обязательного присутствия всей братии, но не ежедневные. Так, в некоторых обителях исконно монашеское богослужение – полунощница – проводится три раза в неделю.
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 3 Иеромонах Матфей (Самохин) Заканчивается устав новгородского Юрьева монастыря примечанием, необходимым для достижения цели правильной организации обители: «Устав сей ежегодно читать, по крайней мере, в три месяца один раз безотлагательно в трапезе, по назначению настоятеля». В современное время, к недоумению, складывается противоположная тенденция о полном забвении или вовсе не имении письменного устава в монастырях. Но, как отмечено опытными словами святых отцов, четко установленные правила жизни необходимы, особенно на первых порах, для успешного созидания обители.
ДРЕВНИЕ ИНОЧЕСКИЕ УСТАВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 2 Иеромонах Матфей (Самохин) Святитель Василий Великий заботился, прежде всего, о решении духовных вопросов и об утверждении нравственного совершенствования братии, опираясь при этом на священные тексты. И в наше время такой метод является наиболее подходящим для урегулирования монашеской жизни. Еще в XV веке преподобный Нил Сорский писал: «Ныне, по причине совершенного оскудения и обнищания духоносного, с большим трудом можно найти духовного наставника. Посему святые отцы повелели учиться от Божественных Писаний, слыша Самого Господа».

Страницы: 1 ... 62 63 64 65 66 ... 72